Полезная информация


Как написать востребованный учебник? Рекомендации издателя


За 27 лет работы на рынке учебной литературы для высшей школы, колледжей и техникумов мы выпустили сотни учебников, ставших бестселлерами в своих тематиках. Мы стремимся, чтобы как можно больше преподавателей, научных работников стали авторами интересных и востребованных учебников и внесли свой вклад в развитие отечественного образования. Чтобы помочь им в этом, мы решили рассказать о внутренних процессах издательства: как идет отбор изданий и на что авторам обратить внимание при подготовке рукописи. Следуя нашим рекомендациям, любому автору будет проще заинтересовать издателя и подготовить уникальный материал к публикации.

Выберите тему как маркетолог

В первую очередь, проанализируйте, какой именно материал у вас уже накоплен и подберите для него оптимальную форму. На базе курса лекций или результатов научных исследований сформируйте учебник по дисциплине или учебное пособие. Кейсы, задачи, тесты соберите в практикум.

Проанализируйте дисциплину, для которой вы планируете издать учебник: как часто она встречается, для каких специальностей и уровней образования, обязательная или вариативная, степень ее новизны. На этом же этапе оцените, насколько уникальным будет ваш материал на рынке учебной литературы. Изучите ассортимент изданий по вашей теме в портфеле выбранного издательства, в крупных интернет-магазинах (например, Ozon.ru, Лабиринт), оцените количество публикаций в eLIBRARY или РГБ и их актуальность.

Придайте уникальность

Если на рынке уже представлено достаточно изданий по выбранной теме, то следует поработать над рукописью, чтобы сделать ваш материал максимально уникальным:

  • выберите свою методику изложения, проявите особый авторский подход к теме, например, «Экономическая история России. Опыт институционального анализа», «Микроэкономика. Практический подход»;
  • измените способы подачи материала и вовлечения читателя: используйте геймификацию, инфографику, сквозные примеры, сторителлинг;
  • изложите материал в сокращенном, сжатом виде, например, в виде краткого курса по дисциплине;
  • измените читательский адрес: переработайте материал для другого уровня образования (например, среднего-профессионального) или для студентов другого уровня специализации (например, «Бухгалтерский учет» для направления подготовки «Туризм» или «Строительство»).

Оцените объем

Сколько страниц текста содержит идеальный учебник? Встаньте на место преподавателя, подбирающего материал для своих студентов, — слишком объемное издание они могут «не осилить», да и издатель будет не рад увеличению стоимости производства такой книги, а тонкая брошюрка с гордым названием «Экономика. Полный курс» заставит усомниться в качестве и полноте раскрытия материала.

В среднем объем учебника и учебного пособия должен быть в интервале 12—22 авторского листа, практикума — 8—15 авторских листов. Если материала больше, сократите. Объедините параграфы, абзацы или уберите второстепенные главы, часть материалов вынесите в электронное приложение к изданию. Учебники для объемных дисциплин допустимо разбить на несколько изданий.

Если, напротив, материала не хватает до нужного объема, приведите больше развернутых примеров, подготовьте дополнительный проверочный материал, учебно-методические рекомендации.

Создайте авторский бренд

Не секрет, что издатели в первую очередь публикуют авторов, имеющих научный авторитет, опыт книгоиздания. Как быть в этой ситуации начинающему автору? Обязательно вместе с рукописью предоставьте исчерпывающую информацию о своем опыте (преподавательском, научном), укажите все имеющиеся у вас награды, дипломы, расскажите о научных достижениях или интересных проектах. Если вы готовите объемный учебник или практическое пособие, соберите авторский коллектив. Коллективные издания, кафедральные или межвузовские проекты особенно ценятся издателями. Если возможности собрать коллег нет, пригласите к совместной работе научного руководителя или опытного ученого, автора, под руководством которого будете готовить учебник и под чьей редакцией он будет опубликован.

Если есть желание стать автором, но вы боитесь, что получите отказ издателя, обратитесь к нему с предложением совместно выбрать тему, исходя из ваших научных интересов и практических навыков.

Правильно оформите

Когда содержательная часть рукописи будет подготовлена, уделите внимание ее техническому оформлению, ведь материал, требующий минимальной обработки и подготовки к верстке, будет скорее принят в работу. Поскольку у каждого издательства свои требования к оформлению рукописи, их следует уточнить заранее (смотрите требования «КНОРУС»). В любом случае перед отправкой приведите все шрифты, абзацы, отступы, нумерацию глав, параграфов, рисунков и таблиц к единообразию, удалите лишние пробелы.

Не забудьте и о минимально необходимой оригинальности текста. Ваша работа будет проверена в системе «Антиплагиат». Большой объем заимствований из одного источника, как и самоплагиат, точно насторожит издателя. И, напротив, массовые включения нормативно-правовых материалов для некоторых изданий, например правовой литературы, будут оцениваться как необходимые.

Уверены, что наши рекомендации окажутся для вас полезными и помогут правильно подготовить рукопись к изданию.

Вместе мы выпустим актуальный и востребованный учебник, который будет служить не одному поколению студентов.


У вас есть готовый учебник, учебное пособие или книга уже в стадии написания?
Отправьте заявку на издание.

Еще только выбираете тему?
Мы готовы помочь вам с подбором названия, которое будет наиболее востребовано у читателя. 
Оформите заявку на написание учебника, учебного пособия.


Хотите оперативно опубликовать монографию? 
Оформите заявку на публикацию научной работы.


Возврат к списку



Новинки каталога

Забыли пароль? Регистрация
Для получения логина и пароля обратитесь в издательство по электронной почте info-avtor@knorus.ru